Новости

Текст законопроекта о манипулировании информацией и процедура его принятия нарушили Конституцию КР и закон КР о нормативных правовых актах КР

Источник финансирования

Пункт 3 статьи 80 Конституции Кыргызской Республики установил, что «Проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения Правительством источника финансирования». Данная норма реализуется законом от 20 июля 2009 года № 241 «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (далее закон о НПА). Субъект нормотворческой деятельности (в данном случае ЖК КР) при организации общественных слушаний обязан обнародовать информацию, имеющую отношение к предмету обсуждения, в том числе:

– текст проекта нормативного правового акта;

– обоснование необходимости принятия нормативного правового акта;

– перечень лиц и организаций, которые участвовали в разработке, а также с которыми проект нормативного правового акта был предварительно согласован;

– финансово-экономические расчеты, заключения проведенных экспертиз;

– статистические данные;

– информацию о мониторинге и оценке законодательства в той сфере общественных отношений, которую будет регулировать разработанный проект нормативного правового акта;

– прогноз возможных социальных, экономических, правовых и иных последствий действия подготовленного нормативного правового акта;

– контактные данные субъекта, подготовившего проект нормативного правового акта (адрес, в том числе электронный, номера телефонов, принимающих факсимильные сообщения), а также фамилию, имя и контактные данные исполнителя, ответственного за прием предложений и замечаний;

– другие сведения, необходимые для обоснования проекта нормативного правового акта, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Справка-обоснование проекта нормативного правового акта должна содержать следующие сведения:

– цели и задачи, которые предположительно будут достигнуты или решены в результате принятия нормативного правового акта;

– анализ нормативной правовой базы, действующей на момент разработки проекта нормативного правового акта, сведения о мониторинге и оценке законодательства, действующего в данной сфере общественных отношений;

– прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий действия принимаемого нормативного правового акта;

– информация о результатах общественного обсуждения в случае, когда оно должно быть проведено;

– анализ соответствия проекта нормативного правового акта законодательству;

– наличие источников его финансирования.

В статье 26 закона о НПА установлено, что «Нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.»

Таким образом, к законопроекту должны быть приложены финансово-экономические расчеты по реализации законопроекта, прогноз последствий действия законопроекта и другие виды документов. Данные документы отсутствуют.

Конституционные права, свободы и обязанности граждан

Законом об НПА установлено, что проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; правового статуса общественных объединений, средств массовой информации … введения новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности (в данном случае касается Интерне провайдеров и интернет-изданий) должны подлежать правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной и иной научной экспертизе (в зависимости от правоотношений, на регулирование которых направлен проект нормативного правового акта).

Задачами научной экспертизы являются:

– оценка качества, обоснованности и своевременности проекта, соблюдения в проекте требований нормотворческой техники;

– оценка проекта на соответствие Конституции, конституционным законам, законам и международным обязательствам Кыргызской Республики;

– определение возможностей эффективности нормативного правового акта;

– выявление и оценка социальных, экономических, научно-технических, экологических и иных отрицательных последствий принятия проекта в качестве нормативного правового акта;

– рассмотрение иных задач, поставленных при проведении научной экспертизы.

Данные виды обязательной экспертизы не проведены. Имеющиеся сопроводительные бумаги к законопроекту не соответствуют требованиям о задачах проведения экспертизы.

Согласование проекта нормативного правового акта

Проекты нормативных правовых актов перед их внесением Президенту, Правительству подлежат в обязательном порядке согласованию с Министерством юстиции Кыргызской Республики (далее – Министерство юстиции), а также по вопросам, предусматривающим сокращение доходов или увеличение расходов государства, – с Министерством финансов Кыргызской Республики, направленные на регулирование деятельности субъектов предпринимательства, – с уполномоченным государственным органом по развитию предпринимательства (Интернет провайдеры), с другими государственными органами, если в нормативном правовом акте содержатся нормы, касающиеся их компетенции (отслеживание и оценка информации). 

Данное обязательное согласование не проведено. 

Анализ регулятивного воздействия

Законопроект вводит дополнительное регулирование деятельности Интернет провайдеров и СМИ, работающих в сети Интернет. Законом о НПА установлено, что «Проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, за исключением случаев регулирования предпринимательской деятельности в условиях обстоятельств непреодолимой силы, подлежат анализу регулятивного воздействия в соответствии с методикой, утвержденной Правительством.»

Далее, проект нормативного правового акта подлежит отклонению в случае непредставления разработчиком обоснования, подготовленного на основе анализа регулятивного воздействия. АРВ отсутствует. Данные требования закона не выполнены.

Какие действия можно предпринять

Законодательство КР предусматривает следующие виды реагирования. Реагировать на данный законопроект можно как на стадии рассмотрения законопроекта Президентом КР, так и в случае его подписания.

 

  • Президент КР может вернуть законопроект в ЖК КР с возражениями. Однако депутаты ЖК КР могут преодолеть возражения президента 2/3 голосов депутатов.

 

Регламентом ЖК КР установлен следующий алгоритм действий. Торага ЖК КР не позднее 2 рабочих дней со дня получения закона с возражениями Президента направляет возражение в ответственный комитет, фракциям, экспертной службе.

Далее, ответственный комитет после изучения возражений Президента, предложений фракций, заключения экспертной службы в срок не более 10 рабочих дней выносит одно из следующих решений:

1) согласиться с возражениями Президента;

2) не согласиться с возражениями Президента и одобрить закон в ранее принятой редакции;

3) образовать согласительную группу для выработки согласованного варианта закона.

Жогорку Кенеш в случае принятия решения о согласии с возражениями Президента поручает ответственному комитету совместно с соответствующими отделами Аппарата доработать текст закона с учетом возражений Президента и направить на подпись Президенту.

Если Жогорку Кенеш согласится с возражением Президента о нецелесообразности принятия закона в целом, закон считается отклоненным.

Если Жогорку Кенеш повторно одобрит закон в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов депутатов от конституционного состава Жогорку Кенеша, закон направляется на подпись Президенту.

Закон, одобренный в ранее принятой редакции, подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней со дня поступления. В случае не подписания в установленный срок закон подписывается Торага не позднее 10 дней и подлежит опубликованию.

Следующие виды реагирования могут быть использованы при вступлении закона в силу. Однако учитывая общественный резонанс было бы полезно обратиться к Генеральному прокурору и Конституционной палате ВС КР признании законопроекта неконституционным на основе не соблюдения депутатами Конституции и закона КР о НПА.

 

  • Акт прокурорского реагирования

 

Прокурор или его заместитель могут направить акт прокурорского реагирования на противоречащий Конституции, конституционному закону, кодексу, закону нормативный правовой акт. Акты прокурорского реагирования могут служить основанием для приостановления, отмены либо признания утратившим силу нормативного правового акта или его структурного элемента. В случае отклонения (несогласия) акта прокурорского реагирования прокурор вправе обратиться в суд.

 

  • Мониторинг и оценка эффективности действия нормативных правовых актов

 

Нормотворческие органы (должностные лица) на постоянной основе проводят мониторинг и оценку принятых ими нормативных правовых актов с целью выявления эффективности и результативности их действия. К осуществлению мониторинга и оценке нормативных правовых актов привлекаются независимые эксперты и представители гражданского общества. Порядок проведения мониторинга устанавливается Правительством.

Информация о мониторинге и оценке нормативных правовых актов, свидетельствующая о низкой эффективности и результативности их действия, является основанием для внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты либо принятия новых нормативных правовых актов, более эффективно регулирующих данную сферу общественных отношений.

 

  • Отмена нормативного правового акта

 

Действие нормативного правового акта (его структурного элемента) может быть прекращено в случае его признания судом неконституционным или недействительным. 

Автор: Шерадил Бактыгулов

Privacy Settings
We use cookies to enhance your experience while using our website. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. We also use content and scripts from third parties that may use tracking technologies. You can selectively provide your consent below to allow such third party embeds. For complete information about the cookies we use, data we collect and how we process them, please check our Privacy Policy
Youtube
Consent to display content from Youtube
Vimeo
Consent to display content from Vimeo
Google Maps
Consent to display content from Google
Spotify
Consent to display content from Spotify
Sound Cloud
Consent to display content from Sound