Материалы

Институт Медиа Полиси: Работа журналистов в режиме чрезвычайной ситуации

Работа журналистов в режиме чрезвычайной ситуации

21 марта 2020 года в соответствии с предложением Совета безопасности КР Правительство ввело на территории страны режим чрезвычайной ситуации с 22 марта 2020 года сроком на 1 месяц (https://www.gov.kg/ru/post/s/premer-ministr-mukhammedkalyy-abylgaziev-provel-soveshchanie-po-vvodu-rezhima-chrezvychaynoy-situatsii).

Деятельность журналистов и СМИ регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Конституционный закон КР «О чрезвычайном положении» от 10.1998г. № 135;
  2. Закон КР «О гражданской защите» от 24.05.2018г. № 54;
  3. Закон КР «О телевидении и радиовещании» от 2.06.2008г. № 106
  4. Закон КР «О средствах массовой информации» от 2.07.1992г. № 938-XII
  5. Закон КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 5.12.1997г.№ 88
  6. Постановление Правительства КР «Об утверждении Классификации чрезвычайных ситуаций и критериев их оценки в Кыргызской Республике» от 22.11.2018г. № 550

1.Особенности введения режима чрезвычайной ситуации 

Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определенной территории Кыргызской Республики в результате опасного природного или техногенного явления, аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, воздействия современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей                                               (п. 4 ст.2 Закона КР «О гражданской защите»)

Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления при чрезвычайной ситуации должна подчиняться принципу информационной открытости.

Население имеет право быть информированным о риске, которому может подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Кыргызской Республики, и о мерах необходимой безопасности (п.5 ч. 1 ст. 12 Закона КР «О гражданской защите»). Помимо воды и продуктов питания, к первоочередным потребностям граждан в зоне чрезвычайной ситуации отнесено и информационное обеспечение (п. 18 ст. 2 Закона КР «О гражданской защите»). Задачами войск и подразделений Гражданской защиты является участие в обеспечении пострадавшего населения средствами первоочередного жизнеобеспечения (п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона КР «О гражданской защите»). ОМСУ осуществляют информирование и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с уполномоченным государственным органом в области Гражданской защиты (п. 8 ч. 2 ст. 10 Закона КР «О гражданской защите»).

В зависимости от степени причинения вреда здоровью предусмотрена ответственность должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Так согласно ст.128 Кодекса о проступках за сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья людей, причинившее по неосторожности менее тяжкий вред здоровью наказывается в виде штрафа до 60 000 сомов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. То же деяние, причинившее по неосторожности тяжкий вред, в соответствии со ст.281 Уголовного кодекса КР наказывается штрафом до 300 000 сомов или лишением свободы от 2 лет 6 месяцев до 5 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. Деятельность журналистов в условиях чрезвычайной ситуации

Важно отметить, что не может быть ограничен доступ журналиста к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан. Цензура в сфере массовой информации не допускается.   Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности. Никто не имеет права требовать от журналиста предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требовать изменить текст или полностью снять с печати (эфира) материал или сообщение (ст.4 Закон КР «О защите профессиональной деятельности журналиста»).            Вместе с тем не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно-значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений (ст.6 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста»).            При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан «проверять достоверность подготавливаемых материалов и сообщений, а также предоставлять объективную информацию» (ст.7 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста», ст. 20 Закона КР «О средствах массовой информации»).             По предъявлению удостоверения, журналист имеет право присутствовать в районах стихийных бедствий (ст. 20 Закона КР «О СМИ», ст. 5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста»).            В соответствии с положениями Закона КР «О гражданской защите» на журналистов также распространяются общие ограничения, распространяющиеся на всех лиц:

1) принимать заблаговременные меры по обеспечению собственной безопасности в случае угрозы чрезвычайной ситуации;

2) соблюдать меры безопасности в повседневной деятельности, не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

3) изучать способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

4) оказывать содействие органам государственной власти и организациям в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

5) информировать соответствующие органы управления Гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Особенности телерадиовещания при режиме чрезвычайной ситуации

Оперативные информационные сообщения о чрезвычайных ситуациях сопровождаются сурдологическим переводом (языком жестов) либо субтитрами (ч. 2 ст. 8-1 Закона КР «О телевидении и радиовещании»).

Основными задачами государственных телерадиоорганизаций являются оперативное информирование телезрителей и радиослушателей об общественно-политических и других событиях в Кыргызстане и за рубежом, о чрезвычайных событиях и ситуациях, представляющих угрозу жизни либо здоровью населения, обнародование официальных сообщений, разъяснение решений государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ч. 3 ст. 10 Закона КР «О телевидении и радиовещании»);

Телерадиоорганизации, независимо от форм собственности, обязаны бесплатно обнародовать сообщения о чрезвычайных ситуациях. Право на использование телевидения и радиовещания в этих целях принадлежит органам власти и должностным лицам, уполномоченным принимать решения в условиях чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 29 Закона КР «О телевидении и радиовещании»). За нарушение требований законодательства о телевидении и радиовещании предусмотрен штраф до 23 000 сомов (ст.278 Кодекса КР «О нарушениях»).

4. Ответственность

За несоблюдение требований законодательства о СМИ журналисты и СМИ несут ответственность в соответствии с законодательством.

5. Рекомендации Комитета по защите журналистов (CPJ) для журналистов, освещающих COVID-19:

  • Избегайте тесного контакта (по крайней мере, на расстоянии трех метров) с любым человеком, проявляющим симптомы респираторных заболеваний, таких как кашель и чихание. Всегда прикрывайте рот и нос при кашле и чихании.
  • Подумайте о своем способе передвижения до места назначения и обратно. Избегайте поездок на общественном транспорте в часы пик и обязательно используйте спиртовой гель на руках при высадке (рекомендуется использовать дезинфицирующие средства для рук на спиртовой основе с содержанием более 60% этанола или 70% изопропанола).
  • Журналисты должны быть осведомлены о сохранении «безопасной» дистанции при интервьюировании любого лица, проявляющего симптомы, пожилых людей, людей с заболеваниями, всех близких к людям с симптомами, медицинских работников, лечащих пациентов с COVID-19, или работников в местах повышенного риска.
  • Используйте направленные микрофоны с безопасного расстояния, а не зажимные устройства.
  • Регулярно мойте руки горячей водой с мылом. Используйте антибактериальный гель или салфетки, если горячая вода и мыло недоступны.

Используйте защитные перчатки, если вы работаете в зараженном месте или посещаете его, например, в медицинском учреждении. Также могут потребоваться другие медицинские средства индивидуальной защиты (СИЗ), такие как боди и полная маска для лица.

Если у вас развиваются симптомы, особенно лихорадка или одышка, подумайте, как обращаться за медицинской помощью. Некоторые государственные органы здравоохранения могут рекомендовать самостоятельный карантин для предотвращения заражения других людей.

Оригинал материала опубликован на сайте Института Медиа Полиси

Privacy Settings
We use cookies to enhance your experience while using our website. If you are using our Services via a browser you can restrict, block or remove cookies through your web browser settings. We also use content and scripts from third parties that may use tracking technologies. You can selectively provide your consent below to allow such third party embeds. For complete information about the cookies we use, data we collect and how we process them, please check our Privacy Policy
Youtube
Consent to display content from Youtube
Vimeo
Consent to display content from Vimeo
Google Maps
Consent to display content from Google
Spotify
Consent to display content from Spotify
Sound Cloud
Consent to display content from Sound